Главная страницаКарта сайта

Новости

Сергей Филонович: не относитесь к своим сотрудникам как к ресурсу, относитесь как к людям

27.03.2017

25 марта – день рождения Сергея Ростиславовича Филоновича, декана Высшей школы менеджмента ГУ ВШЭ. Доктора физико-математических наук, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации. По образованию – физик-экспериментатор и историк науки, С.Р. Филонович, помимо преподавательской деятельности, занимается консалтингом в области менеджмента и организационного развития, ведет профессиональные тренинги по различным аспектам в России, Германии, Швейцарии, США, Азербайджане. Среди его клиентов - компании Siemens, BP, Novartis, Ernst@Young, Coopers@Lybrand, Occidental Petroleum.

- Сергей Ростиславович, на ваш взгляд, каковы особенности русского менталитета и какие ключевые ценности в нем присутствуют?
- Мы научились объединяться в коллективы для блокирования агрессии внешней среды, но внутри этих коллективов русский человек остается сильным индивидуалистом, потому что он понимает, что эта община сама может претендовать на его достижения и результаты. Поэтому защита собственной личности является для русского человека едва ли не ключевой задачей. Из-за этого достиженческая мотивация понижена.

- Как вы считаете, как наша национальная культура повлияла на нашу деловую культуру?
- Мобилизационная схема менеджмента у нас действительно работает. Мы можем сделать что-то яркое, необычное, и в масштабах, которые поразят весь мир, но мы действительно не очень склонны к регулярной деятельности. Я в этом не вижу ничего особенно плохого, если бы мы были готовы встроиться в международное разделение труда. Для того, чтобы производить все в стране, нужно обладать такими качествами, какими обладают рисовые культуры (китайская, японская). Но у нас не рисовая культура.

- На ваш взгляд, чего нам не хватает?
- Привычки к упорному труду.

- Какие ценности в современной деловой культуре в России вы считаете превалирующими?
- На мой взгляд, система ценностей в российском бизнесе еще не сложилась, потому что бизнесу чуть больше 20 лет. В историческом смысле это – мгновение. Когда общаешься с бизнесменами, сталкиваешься с тем, что многие из них считают, что зарабатывание денег – это и есть главный смысл бизнеса, хотя объясняешь им, что в бизнесе первично создание ценности для потребителя.

- Что вы можете сказать о русской трудовой мотивации и этике труда? Какова она в России?
- Слова труд и трудный – однокоренные. Но ведь можно говорить о работе, поэтому труд – это то, что делается без удовольствия, связано с трудностями. А есть работа, которая может доставлять радость. И то, и другое в России существовало всегда. Что касается этики, то, поскольку у нас часто многое отнимали, в России выработалась своеобразная точка зрения, что «от большого немножко не грабеж, а дележка». От государства себе что-то взять можно, потому что государство ведет себя крайне несправедливо, постоянно меняя правила игры. Но я думаю, что это тоже проблема переходного периода, когда правила не выработаны. Я могу привести много примеров, когда в России этическое поведение приводило к экономической выгоде. Можно привести примеры и доказать, что в России честным быть выгодно.

- При создании российской модели, которая согласуется с нашими ценностями и менталитетом, и которая позволит нашим компаниям быть эффективными и успешными, что еще необходимо учитывать?
- За те десятилетия, которые у нас царил коммунизм, у нас разрушено доверие людей друг к другу, а без доверия серьезный бизнес делается с большим трудом. Нам нужно восстанавливать это товарищество на вере, когда пожатием руки совершались сделки на миллионы рублей и нарушить эти договоренности нельзя ни при какой погоде. А сейчас даже подписанные договоры мало что значат. Это приводит к увеличению транзакционных издержек ведения бизнеса и делает бизнес неконкурентоспособным. Поэтому нам нужно не просто модель строить, а восстанавливать это доверие, и тем самым снижать транзакционные издержки.

- Что вы посоветуете российским предпринимателям, которые заинтересованы в улучшении уровня мотивации сотрудников и этики в своих коллективах?
- Не относитесь к своим сотрудникам как к ресурсу, относитесь как к людям и, скорее, партнерам. Русский человек не хочет считать себя ресурсом, чтобы его эксплуатировали, он хочет, чтобы с ним сотрудничали. Нашим лидерам нужно сокращать дистанцию власти. Если ты взял на себя лидерство, ты должен понять, что это дает тебе не привилегии, а наоборот – ответственность. Лидер должен быть старшим партнером.