Главная страницаКарта сайта

Новости

Двадцатимильный марш или Как Закалялся Гипс

30.07.2013

      25-26 июля был организован яркий и необычный тренинг по командообразованию для руководства ЗАО «СГК», в котором принял участие менеджмент предприятия в составе 18 человек, включая Генерального директора и его заместителей, а также начальников отделов организации. Тренинг проходил на территории заповедника «Самарская Лука» и был посвящен изучению и закреплению на практике принципов стратегического мышления, которые жизненно необходимы бизнесу в нынешних условиях быстрых изменений на рынках и неопределенности развития.


      Авторы всемирно известного бестселлера «Великие по собственному выбору» Джим Коллинз и Мортен Хансен исследовали динамику развития ряда компаний из разных отраслей, и задались вопросом – почему на протяжении длительного периода одни компании успешно развиваются, переживают расцвет и затем двигаются по нисходящей кривой, а другие, наоборот, достигая успеха, продолжают оставаться в этой стадии и до сей поры. Оказывается, наиболее успешным компаниям, чьи показатели превышают средние по отрасли в десять раз, присущи три элемента поведения:

  1. 1. Фанатичная дисциплина: крайняя последовательность в действиях, неуклонное следование принятым решениям, соблюдение принятых норм и стандартов. При этом фанатичную дисциплину не следует путать с регламентацией, размеренностью, послушанием авторитетам, соблюдением социальных норм или бюрократических правил, так как подлинная дисциплина требует независимости ума и способности не поддаваться «стадному инстинкту».
  2. 2. Эмпирическая креативность: столкнувшись с неопределенностью, эти люди обращаются к эмпирическим данным, полагаясь на прямое наблюдение, практический опыт и непосредственное взаимодействие с вещественными доказательствами. Дерзкие и креативные решения принимаются на основе предварительной эмпирической проверки.
  3. 3. Продуктивная паранойя: сверхбдительность, постоянная готовность к переменам в окружающей среде и к угрозам извне, особенно когда все идет хорошо, проявляющиеся в разработке аварийных планов, создании резервов и запаса прочности.

Эти идеи использованы при разработке концепции проведения тренинга. С помощью консалтинговой группы «SIMS-Group» был создан индивидуальный сценарий тренинга, который содержал адаптированные к практике ситуации, отражающие перечисленные выше три основные принципа стратегического мышления.

      Участники должны были, используя эти принципы, проделать так называемый двадцатимильный марш, который является аналогом создания и реализации стратегии компании. Двадцатимильный марш подразумевал достижение определенных ориентиров, выполнение конкретных задач. В данном случае, это – 1) водрузить флаг СГК на указанную вершину; 2) собрать и эффективно использовать необходимые ресурсы. К чему с упорством и постоянством стремились наши участники.

      Двадцатимильный марш – это стратегический шаг, одно мощное действие по исполнению принятой стратегии. Он характеризуется семью признаками:
1. Четкие ориентиры.
2. Добровольные самоограничения.
3. План соответствует конкретной компании.
4. Компания в силах контролировать выполнение этого плана.
5. Установлены подходящие сроки – достаточно продолжительные, чтобы успеть все сделать, но достаточно короткие, чтобы не cбиться с курса.
6. Компания сама для себя вырабатывает этот план.
7. План выполняется неукоснительно.

      Таким образом, двадцатимильный марш – это самоконтроль в неконтролируемых ситуациях, и чем больше нарастает неопределенность внешнего окружения, тем спасительнее принципы этого марша – таковы результаты исследования, опубликованного в книге Д.Коллинза и М.Хансена.

      В течение двух дней две группы участников, имея необходимое оборудование и маршрут следования, с помощью карты и навигаторов прошли 16 и 26 км соответственно, выполнили основную задачу и выявили свои сильные и слабые стороны. В ходе марша участники самостоятельно принимали решения по вопросам организации, жизнеобеспечения и взаимодействия, распределения ролей, попадали в специально смоделированные «неожиданные и рискованные» ситуации. К примеру, им пришлось «непредвиденно» ночевать под открытым небом, заботиться о собственном пропитании, разыскивать отсутствующие, но необходимые в походе вещи, нести на себе «раненых». Главной задачей было – правильно распределить силы, размеренно двигаться к цели, быть внимательными к окружающей обстановке и неожиданным изменениям, чтобы использовать возможности и регулировать возникающие угрозы.

      В ходе «экспедиции» коллеги узнали много нового и неожиданного друг о друге, все по-разному переживали внезапные изменения обстановки, воспринимали «новые вводные данные». Тем более, в какой-то момент у одной из групп появился не мнимый, а настоящий «раненый» (Андрей Самойлович (Управляющий продажами Отдела продаж по отраслевым рынкам) получил повреждение ноги). Многие отмечают сложности в применении на практике изученных заранее принципов: изучить теоретически - это одно, а в жизни применить – это совсем другое. Наиболее запомнившееся и оставившее позитивные впечатления для большинства – это возможность в необычных и даже сложных обстоятельствах – помочь друг другу, испытать своих коллег, увидеть их «настоящее лицо», ощутить минуты, когда люди вели себя слаженно, сплоченно.

Надежда Трусанова, Начальник отдела маркетинга:
«Все участники стали ближе и роднее, у всех открылись замечательные стороны характера, которые не всегда видны в работе. К примеру, Альберт Аветисян (Начальник отдела развития) – незаменимый помощник, в нужную минуту всегда оказывался рядом. Анна Васильевна Егорова (Финансовый директор) неуклонно собирала и накапливала «ресурсы». Алексей Алексеевич Шабас (Директор по логистике) уверенно и точно вел нашу группу четким строевым порядком… Неожиданно, конечно – незапланированная ночевка, первое чувство было, что это «подстава» и предательство, ломка доверия!.. Ну а потом – мы смотрели на это как на приключение, когда прошел первый шок...»

Альберт Аветисян, Начальник отдела развития:
«У нас были попытки применить все три принципа стратегического мышления, но чаще всего они размывались. Нашей группе больше всего удалось применить принцип эмпирической креативности: когда мы, пренебрегая намеченным маршрутом, приняли решение сократить путь, идя через овраг... Что казалось для меня неожиданным – это переизбыток «подстав», однако, ко всему другому был вполне подготовлен...».

      Участники не скрывают и выявленные слабые стороны, свои минусы: относительная разобщенность двух групп между собой, неэффективное использование предложенных ресурсов, неиспользование свободного времени для самоанализа и корректировки планов. И главное, неготовность к тому, что предложенная игра затянулась более оговоренного срока. Но ведь в жизни бизнес – это «бесконечная» игра, полная неопределенности и непредсказуемости!

      Для подведения итогов тренинга и анализа результатов был проведен однодневный семинар для всех участников «экспедиции», на котором были разобраны и интерпретированы все составляющие тренинга, выявлены сильные и слабые стороны управленческой команды и намечены направления дальнейшей работы.

      Главный итог тренинга по командообразованию – это полученные и опробованные на практике принципы стратегического мышления, единое информационное поле и единый глоссарий (словарь терминов) для всех участников, что является эффективным инструментом для управленческой команды ЗАО «СГК», тем более, что начинается период пересмотра и уточнения стратегии развития компании!


Тренинг был создан и организован по инициативе, при содействии и поддержке Комитета по кадрам и вознаграждениям.