Главная страницаКарта сайта

Новости

Канал «Евразия», соединение Каспийского и Черного морей

18.10.2018

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил вернуться к проекту строительства судоходного канала «Евразия» между Черным морем и Каспием. Строительство канала между Каспийским и Черным морями – очень давняя идея. О возможности его сооружения писали еще античные авторы. Реальные очертания этот проект начал приобретать в советскую эпоху строек социализма. В 1921 году инженер Ф.П. Моргуненков предложил схему строительства Манычского канала, ставшую основой всех последующих проектов соединения морей. Частично эти идеи в советский период реализованы: создана цепь водохранилищ, соединенных каналами и шлюзами.

Единственный возможный вариант строительства судоходного канала между Каспийским и Черным морями, если не рассматривать в таком качестве введенный в строй еще в 1951 году канал Волга – Дон, это Кумо-Манычская впадина, которая является условной границей между Европой и Азией. В 2007 году проект строительства Манычского канала был реанимирован под новым названием: президент России Владимир Путин предложил правительству рассмотреть вопрос строительства второй линии Волго-Донского канала, которая должна улучшить судоходное сообщение между Черным и Каспийским морями. В этом же году президент Казахстана Назарбаев выступил с идеей канала «Евразия», который должен на тысячу километров сократить путь по сравнению с Волго-Донским каналом.

Ключевая проблема всех стран Центральной (Средней) Азии, запертых внутри континента, - отсутствие выхода к мировому океану и транспортных коммуникаций, которые могли бы этот недостаток компенсировать. В географическом отношении регион отрезан от Европы Россией, Кавказом и Ираном. Одним из способов решения проблемы может стать канал «Евразия». По нему предполагается пустить суда класса «река-море» тоннажем до 10 000 тонн, которые смогут ходить по Каспию, Азовскому и Черному морям и Восточному Средиземноморью. Помимо более глубокой осадки судов новый канал должен иметь и более высокую, чем Волга-Дон, пропускную способность – до 58 млн тонн. Стоимость канала «Евразия», по самым скромным оценкам, может составить до 500 млрд рублей (вдвое больше затрат на Крымский мост).