Главная страницаКарта сайта

Новости

Retail Strategy Forum’2018

05.03.2019

Ни рост цен, ни падение доходов не снижают интереса россиян к магазинам DIY. Сети, в свою очередь, не жалеют сил и средств в борьбе за покупателей. Кто и почему в ней побеждает, тенденции и перспективы развития российского рынка DIY обсудили участники IV ежегодного Retail Strategy Forum.

Деловая программа форума открылась выступлением руководителя аналитического центра «Обсерво» Арно Дюбьена, представившего краткий обзор текущей макроэкономической ситуации. «Главный риск для российской экономики – это не обвал: его не было и не будет», - отметил эксперт. Основная опасность, по его мнению, связана с продолжительным отсутствием заметного роста экономики и планомерным – уже пятый год подряд – падением реальных доходов населения.

Более оптимистичными были участники пленарной сессии «Рынок DIY: итоги года, перспективы развития». «Прошлый год был для нас достаточно успешным, мы выросли более чем на 15%», - рассказал директор по маркетингу сети «Леруа Мерлен» Филипп Мужо. Вырасти на российском рынке французскому ритейлеру помогли как новые гипермаркеты, так и проект по ремоделингу* магазинов. Немаловажно также развитие онлайн-сервисов и собственных интернет-продаж.

Директор по маркетингу СТД «Петрович» Игорь Колынин уверен, что успех ритейлера определяет качество потребительского опыта, поскольку, несмотря на развитие онлайн-технологий, физические магазины строительных материалов никуда не исчезнут: люди по-прежнему будут приходить в них, чтобы посмотреть, как те или иные товары выглядят «вживую». Чтобы дать им такую возможность и при этом сэкономить на строительстве и эксплуатации огромных зданий «Петрович» продвигает проект цифрового шоу-рума.

Директор по маркетингу ТК «Каширский двор» Борис Сидоров говорил о том, насколько важно предоставить покупателю возможность сделать качественный нетиповой ремонт. В подтверждение своих слов эксперт привел данные недавнего опроса, согласно которым 91% покупателей новостроек с отделкой вынуждены частично или полностью переделывать ремонт. Чтобы сэкономить время клиентов, «Каширский двор» запускает у себя премиальную зону, которая объединит 200 брендов отделочных материалов.

Отвечая на вопрос о будущем российского DIY, эксперты сошлись во мнении, что в ближайшие годы консолидация рынка продолжится. Вторая часть форума обозначила ключевые тенденции рынка розничной торговли строительными материалами. Несмотря на падение доходов, россияне по-прежнему готовы вкладываться в ремонт, в том числе, за счет своих сбережений. По итогам 2018 года розничные продажи строительных и отделочных материалов составили почти 1,2 млрд рублей (+2,6 к результатам 2017 года). При этом, если раньше россияне делали ремонт раз в 10-15 лет, то теперь срок между ремонтами сократился до 5-7 лет. Этому способствует более активная маркетинговая политика производителей, все чаще выпускающих обновления своих продуктовых линеек. По статистическим данным, в гипермаркетах DIY сегодня продается 31% стройматериалов, тогда как еще в 2013 году этот показатель не превышал 13%. В среднесрочной перспективе аналитики ожидают доли 50%.

Параллельно растет и объем онлайн-торговли. Если в 2013 году продажи стройтоваров через интернет составляли 1%, то в 2018 – уже 5%. При этом эксперты уверены, что в ближайшее время на рынке непременно появится крупный агрегатор**, который сможет «уберизировать***» розничную торговлю строительными и отделочными материалами. Самое главное для работы такого маркетплейса**** – IT-поддержка, сайт, на котором покупатель сможет найти товар. Второй вопрос – кто будет разрабатывать логистику. Скорее всего, тут будет идти речь о некоем альянсе. Ведь все игроки, появившиеся недавно в e-commerce, развивались через партнерство с логистами. Для DIY наиболее вероятен тот же сценарий – альянс сетей с универсальным маркетплейсом. На форуме также была обозначена непреходящая важность сотрудничества между ритейлерами, производителями и дизайнерами.

*ремоделинг (англ. to remodel – переделывать, реконструировать) – перепланировка, коррекция концепции торговой площади и презентации товаров. **агрегатор (лат. aggregatio – накопление) – электронная торговая площадка, обеспечивающая проведение закупок «в один прием» благодаря использованию большого числа каталогов, ориентированных по группам покупателей.

***уберизировать (от названия компании Uber, разработавшей мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси) – означает процесс, когда производители превращаются из продавцов конкретных товаров в поставщиков сервисов. Так же, как Uber предлагает не автомобиль, а услугу по перемещению, так и бизнес использует цифровую платформу для создания дополнительной ценности сервиса путем объединения клиентов и поставщиков услуг.

****маркетплейс (англ. online marketplace, online e-commerc marketplace) – платформа электронной коммерции, предоставляющая информацию о продукте или услуге третьих лиц, чьи операции обрабатываются оператором маркетплейса.