Главная страницаКарта сайта

Новости

Сергей Филонович: Как обеспечить конкурентоспособность в будущем

26.04.2019

«Человек обрекается на пожизненное образование, - говорит Сергей Филонович, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ. – Специфика новой реальности – это глобализация, дикая скорость изменений и огромный прогресс технологий, который давит на нас всех». Нам казалось, что с прогрессом технологий мы освободимся от рутины и будем заниматься более творческими вещами, требующими серьезного интеллекта. Но из-за искусственного интеллекта человеку остается неквалифицированная работа. Получается, что машины забирают у нас работу, на которую мы рассчитывали. Какие навыки нужно иметь, чтобы обеспечить себе трудоспособность в будущем?

Обновление знаний. В самых прогрессивных отраслях через 1,5-2 года половина знаний перестают давать конкурентное преимущество. Чтобы создать его, нужно генерировать новое знание. Какой бы замечательный вуз вы ни окончили, если не обновлять знания, их хватит в лучшем случае на пять лет. После этого можно оказаться за пределами конкурентной зоны рынка труда.

Умение забывать. Многие вещи, которые мы учим в школе и вузе, сейчас очень сильно меняются. Хуже всего будет отличникам – они учат насмерть и забывают труднее всего. Троечникам тоже не стоит радоваться: они просто забывают, но труднее осваивают знания. Поэтому нужна привычка к приобретению новых знаний и освоение новых технологий. Надо черпать из самых разных источников самые разные знания, которые потом уникальным образом синтезируются в мозгу человека.

Новый набор навыков. Какие навыки будут востребованы в 2020 году, по мнению экспертов Всемирного экономического форума? Важность критического мышления растет, но его распространенность – нет. Среди необходимых навыков появился эмоциональный интеллект, которого не было еще в 2015. Креативность за пять лет скакнула с 10 на 3 место. И появился загадочный навык – когнитивная гибкость. Психологи определяют когнитивную гибкость как способность человека держать в сознании разнородные и даже противоречивые идеи и при этом быть способным оперировать ими и действовать.

Цифровые навыки. Что они означают для непрограммистов? Это понимание того, что такое алгоритм, зачем он нужен и как им пользоваться. Это знание совсем не распространено. Нам нужно заново осмыслить: что можно и нужно алгоритмизировать? Сейчас у людей огромное количество страхов, связанных с появлением искусственного интеллекта: кажется, что он может лишить нас всей работы и просто уничтожить человечество. Это все страшилки – люди любят бояться. ИИ сможет сам перед собой ставить задачи и создавать начало алгоритма. Часто ссылаются на изобретение алгоритма, позволяющего машине играть в го. Эта игра гораздо сложнее шахмат, она бесконечна. Алгоритм придумал человек, а машина на основании механизма machine learning играет сама с собой и научилась так здорово, что обыграла чемпиона мира. Но программа, которая обыграла чемпиона мира в го, не может научиться играть в шахматы. Пока машина не будет осуществлять самостоятельное целеполагание, мы можем не бояться ИИ.

Но это вовсе не значит, что нас не ждут большие и серьезные изменения. Одна из наших основных задач – понять, в каких случаях человека следует заменять машиной, в каких – нет. Когда можно и нужно что-то алгоритмизировать, а когда нет. Каждому из нас нужно принципиальное понимание, что такое большие данные. Это не значит «много данных». Методы Big data означают, что человечество научилось обрабатывать большие массивы нескольких типов данных, которые не надо сначала причесывать вручную. Машина сама может получить эти данные и переработать их. Это экономит огромное количество времени и энергии человека.

В 2010 году компания Google обнаружила, что у них очень высокая текучесть кадров. Они объединили данные, касающиеся обратной связи, данные ежеквартальной оценки сотрудников и менеджеров… обработали огромные объемы информации и обнаружили, чем объясняется текучка: неправильным продвижением менеджеров по службе. Интуитивно кажется: правильная схема продвижения в технологических компаниях должна быть основана на технологической компетенции человека. Оказалось, что это заблуждение: в Google все хорошо понимали технологии. Обычному программисту в качестве менеджера не нужен человек, который лучше его программирует. Ему нужен тот, кто поставит задачу, поможет урегулировать возможный конфликт с коллегами или соседним подразделением, объединит людей для решения общей задачи. То есть человек, который обладает мягкими навыками межличностной коммуникации.

В результате обработки больших данных оказалось, что техническая компетентность занимает лишь восьмое место из десяти факторов, влияющих на привлекательность человека, когда он становится начальником. А на первом месте – межличностные навыки. Как только в Google сменили критерии продвижения людей на позиции менеджеров, текучесть кадров у них уменьшилась в первые же полгода на 30%. Большие данные тем и хороши, что они часто дают контринтуитивный результат.

Межличностные навыки. С ними серьезная проблема: молодежь разбирается в цифровых навыках, но у нее снижаются навыки социализации, затрудняется урегулирование конфликтных ситуаций. Этому нужно учить, в том числе и потому, что в определенных условиях цифровые навыки нельзя реализовать без «мягких» компонентов. Давайте сложности, неизменно возникающие при общении, воспринимать не как неприятности, а как возможности совершенствоваться. Если вы сталкиваетесь со сложным человеком, который на вас не похож и с трудом понимает, что вы говорите, воспринимайте это как вызов, как задачу, которую нужно решить с помощью мягких навыков.

Окружайте себя непохожими на вас людьми. Если вы в какой-то области ничтожество, чтобы в ней продвинуться, нужно потратить много энергии и времени. Но результат будет не слишком привлекательным: из ничтожества вы превратитесь в посредственность. Гораздо проще найти то, что у вас хорошо получается и довести этот навык до совершенства. Это потребует гораздо меньше времени и сил, но из способного человека вы превратитесь в блестящего. Вопрос: что делать со своими ограничениями и недостатками? Сотрудничать с непохожими людьми. Если вы окружите себя теми, кто любит делать то, что вы терпеть не можете, то вы будете заниматься тем, что у вас хорошо получается. Почему мы этого не делаем? Нам гораздо проще иметь дело с теми, кто на нас похож. Поэтому большинство окружает себя подобными, ограничивая свои возможности.

Проверяйте, чему вы научились за неделю, месяц, год, если хотите строить life of learning. Если отбрасывать эту мысль, говоря, что вы слишком заняты оперативными вещами, то через некоторое время вы обнаружите, что мир ушел вперед, а вы остались на своем месте и ваша конкурентоспособность резко снизилась.

Как развивать межличностные навыки? Преимущественно через практику. Если вы не очень хороший оратор и умираете от страха перед любым публичным выступлением, единственный способ научиться выступать – заставлять себя выступать, в разных аудиториях. Если что-то не получается, главная личностная стратегия – заставить себя это делать, преодолеть страх, опасение, желание остаться в зоне комфорта.

Управлять конфликтами – очень важный навык. Есть совокупность теоретических идей, которые нужно освоить: конфликты не всегда вредны, у них есть важный потенциал. Наш жизненный опыт чаще всего приводит к тому, что мы становимся жертвами так называемого цикла конфликтов и в конфликтной ситуации ведем себя стереотипно. Например, если в детстве вы росли в агрессивной среде и привыкли драться, то во взрослой жизни будете считать, что это единственный способ отстоять свои интересы. Если вы росли в интеллигентной семье, вас учили, что конфликтовать с другими вредно, то будучи взрослым, даже в состоянии конфликта, вы будете делать вид, что ничего не происходит. От этого тоже нужно отказаться. Нужно уметь драться, идти на компромисс, уметь сотрудничать и уступать.