Главная страницаКарта сайта

Новости

Практический опыт реализации дуальной модели обучения

27.12.2019

Особенностью Самарского региона является акцентировка позиций на развитие высокотехнологичных кластеров. В условиях роста промышленности дефицит квалифицированных рабочих кадров становится одной из ключевых трудностей, мешающей развиваться производству, а региону – обеспечить рынок труда качественно подготовленными специалистами. Меры по повышению эффективности процесса подготовки кадров для экономики региона и систематизации инструментов обучения предпринимаются на протяжении нескольких лет. С 2013 года в средних профессиональных учебных заведениях Самарской области началась апробация механизмов дуального обучения. Для этого на промышленных предприятиях создаются учебные рабочие места для студентов, а наставниками становятся опытные работники.

ООО «Самарский Стройфарфор» сотрудничает с Самарским металлургическим колледжем с 2017 года. Ежегодно происходит целевой прием учащихся в группы численностью 20 человек. Целевая организация обучения и труда предусматривает активное участие предприятия в составлении учебных программ, прохождение практики на предприятии без отрыва от учебы. Так, на втором году обучения студенты проходят производственную практику на заводе длительностью два месяца, на третьем – практика длится шесть месяцев. По завершении производственных стажировок студенты сдают квалификационный экзамен и получают рабочий разряд. На предприятии учащиеся-практиканты проходят индивидуальную адаптационную программу: изучают учебно-методические пособия по охране труда и учебный материал по профессии.

Каждый практикант ведет дневник производственной стажировки. Процесс производственной практики контролируется руководителями производственных подразделений. Непосредственно на площадке определяются рабочие места, назначаются наставники, определяется форма учета рабочего времени. Обучение на рабочем месте происходит под руководством наставника и контролируется инструктором производственного обучения и мастером участка. Практико-ориентированное обучение и активное участие бизнеса в подготовке кадров уже дает хорошие результаты в Германии, которая считается родоначальником и образцом дуального обучения, а также в Австрии, Голландии, Норвегии, Швейцарии. С помощью этих мер удается достичь значительного снижения уровня безработицы среди молодежи и сильной экономики в целом.