Главная страницаКарта сайта

Новости

«Самарский Стройфарфор» выходит на новый уровень развития

10.02.2020

«Самарское Обозрение» № 4(1723), 10 февраля 2020г. Ксения Частова.

Компания «Самарский Стройфарфор» направит около 4,5 млрд рублей инвестиций в расширение производства керамогранитной плитки. В планах предприятия — освоение двух новых площадок — в Тольятти и Дагестане, которые позволят ему увеличить обороты втрое. С запуском заводов «Самарский Стройфарфор» создаст 650 новых рабочих мест, резко нарастит отгрузку изделий на экспорт и налоговые отчисления в бюджеты всех уровней. «Самарский Стройфарфор» («ССФ») — одно из крупнейших предприятий региона. Оно специализируется на производстве сантехники и керамогранита. Завод выпускает продукцию под брендами Sanita, Sanita Luxe по сантехнике и Grasaro, Kerranova по керамограниту. Предприятие уже занимает 10% российского рынка сантехники, 6% — керамогранита. Выручка компании по итогам 2018 года составила 3,8 млрд рублей, чистая прибыль — 115 млн рублей. Ожидается, что по итогам 2019 года эти показатели вырастут до 4,5 млрд и 140 млн рублей соответственно. В компании сейчас работает более 2000 человек.

В начале февраля 2020 года представители предприятия провели пресс-конференцию. Участие в мероприятии приняли генеральный директор и совладелец «ССФ» Павел Мисюля, учредители завода Александр Бахмуров и Алексей Долматов. В ходе мероприятия представители «Самарского Стройфарфора» объявили о начале нового этапа развития компании. Речь идет о создании и запуске новых производственных площадок — в Тольятти и в Дагестане. Реализация программы развития резко наращивает потенциал компании, в том числе и экспортный. И она же вызвала раскол среди учредителей «Самарского Стройфарфора». Александр Бахмуров, Алексей Долматов и Павел Мисюля ее поддержали. Александр Хенкин и Олег Скотников не только выступили против, но и на протяжении нескольких лет пытались ее по сути дела заблокировать.

«В 2014 году я инициировал строительство завода в Тольятти совместно с китайцами, и с этой инициативой пришел к Александру Хенкину. Потому что как совладелец „ССФ“, он имеет право знать о всех наших планах. В ответ я был, мягко говоря, жестко послан. Хенкин попросил не втягивать его в эту тему, заявив, что ничего у нас не получится. Мы пытались урегулировать ситуацию, объяснили параметры проекта. Это оказалось тщетным. В итоге в 2015 году совладельцы „Самарского Стройфарфора“ Олег Скотников и Александр Хенкин отказались подписывать мне контракт на управление заводом. А если у гендиректора нет контракта, то и использовать активы предприятия в качестве залога для привлечения кредитных средств на модернизацию и развитие предприятия он не может», — пояснил в ходе пресс- конференции Павел Мисюля. Менеджменту компании и учредителям, выступавшим за ее развитие, пришлось искать механизмы, позволяющие легально обеспечить финансирование новых проектов. И эти механизмы были найдены. В виде кредитных ресурсов под личное поручительство сторонников программы и в виде займов Фонда развития промышленности. В 2017 году ФРП одобрил заводу заем в размере 167 млн рублей на приобретение новой печи для обжига сантехнических изделий. В 2018-м предприятие получило 200 млн рублей из ФРП на модернизацию производства керамического гранита.

Как пояснил «СО» Павел Мисюля, в итоге «ССФ» удалось не только не отказаться от идеи освоения тольяттинской площадки, — причем уже самостоятельно, без участия китайских партнеров — но и готовиться к переходу на международный уровень. «Мы понимаем, что развиваться внутри традиционной площадки на Стройкерамике уже некуда, поэтому мы двигаемся дальше не только в Тольятти, но и к берегу Каспийского моря, в Дагестан», — констатировал Мисюля. Речь идет о развитии производства на дагестанском заводе «Мараби». Предприятие ввели в эксплуатацию в Кумторкалинском районе в январе 2017 года. Оно специализировалось на выпуске плитки и керамического гранита.

Штат «Мараби» составлял 100 человек, еще 227 сотрудников должны были принять на работу после расширения производства. Завод контролировался семьей дагестанских предпринимателей Гамидовых. Однако в полную силу завод так и не заработал. Главной причиной остановки предприятия, как рассказывали дагестанским СМИ работники компании, стали управленческие ошибки итальянского партнера предприятия Марцио Маллавентуры. В итоге «Мараби» не смог расплатиться обязательствами перед банками и вошел в процедуру банкротства. «Мы узнали об этом предприятии от его собственников, представителей семьи Гамидовых. Они вложили в этот проект около 1,5 млрд рублей, 700 млн из которых — кредитные средства. Когда „Мараби“ остановился, банк начал взыскивать долги с владельцев компании, которые поручались личными имуществом. Гамидовы пригласили нас в Дагестан для того, чтобы мы помогли выйти из сложившейся ситуации», — поясняет Павел Мисюля.

Мы планируем запустить на «Мараби» две производственные линии по керамграниту, будем производить плитку формата 160×80 см, создав 200 рабочих мест. С переносом части производственной программы «ССФ» на «Мараби», штат дагестанского завода расширится еще на 100 человек. Говорили с администрациями близлежащих поселений: люди там очень хотят работать и ждут перезапуска производство«, — резюмировал Мисюля. Движение «Стройфарфора» в Дагестан уже нашло публичное отражение в материалах арбитража. 31 декабря 2019 года ООО «Самарский Стройфарфор» обратился в арбитражный суд республики с ходатайством о включении в реестр кредиторов «Мараби». Сбербанк уступил «ССФ» право требования долга по договору цессии. Пока заседание по рассмотрению данного ходатайства отложено, так как судья ушел в отпуск. В случае, если его удовлетворят, самарский завод станет крупнейшим кредитором «Мараби».

«Как только получим этот статус, проводим торги, а полученные средства направим на погашение требований кредиторов первой очереди. Далее останется только завезти сырье, укомплектовать и подготовить к работе оборудование. По факту на запуск завода и найм сотрудников потребуется 2,5-3 месяца. Но так как „Мараби“ находится в процедуре банкротства, которая подразумевает соблюдение различных формальностей, дело в лучшем случае затянется до октября. Нам важно поступательное движение вперед, выход на новый уровень», — констатировал Мисюля. Этому поступательному движению, судя по всему, пытается помешать совладелец «Самарского Стройфарфора» Олег Скотников, который 3 февраля 2020 года уже обратился в дагестанский арбитраж с ходатайством об отложении разбирательства, на котором «ССФ» должен войти в ряды кредиторов «Мараби».

Если попытки заблокировать процесс провалятся, и «Стройфарфору» дадут возможность реанимировать дагестанскую площадку, она сможет производить в общей сложности 4,5 млн кв. м. плитки ежегодно. «Сейчас на самарском заводе делаем 5,6 млн кв. м. в год. Выручка перезапущенного „Мараби“ будет сопоставима с той, которую генерирует „ССФ“. С развитием этой площадки мы сможем занять до 8-9% российского рынка. С точки зрения экономики это очень привлекательное место. Мы сможем получать дешевое сырье из Ирана и Турции, в разы удешевим логистику, начнем экспортировать в страны по берегам Каспийского моря», — отмечает Павел Мисюля.

По словам директора по стратегическому развитию «Самарского Стройфарфора» Ильи Воронцова, сейчас практически все российские производители так или иначе работают со странами СНГ. «С запуском „Мараби“ мы начнем поставлять нашу продукцию в Азербайджан, южный Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Грузию, Армению. Дотянемся и до тех уголков России, в которые не поставляли ранее: Крым, район Сочи, Северный Кавказ. Потенциал потребления на всех этих рынках большой, они быстро растут. За счет короткого логистического плеча мы сможем сделать нашу продукцию более доступной, что позволит потеснить, к примеру, находящихся далеко китайских или испанских производителей. Сам „ССФ“ с запуском дагестанского завода получит возможность больше поставлять на внутренний рынок, так как он тоже растет», — отмечает Воронцов. По его словам, 500 млн рублей на развитие проекта предоставит фонд развития промышленности, еще на 500 млн «Самарский Стройфарфор» прокредитуется.

Затянувшееся противостояние между совладельцами «Самарского Стройфарфора» так или иначе будет влиять на ход реализации озвученных планов. Но, похоже, вряд ли его остановит.Чтобы прекратить противостояние с группой Хенкина-Скотникова, в декабре 2019 года Долматов, Бахмуров и Мисюля попытались выкупить доли оппонентов по ценам, которые эксперты считают выше рыночных. Скотникову и Хенкину предложили за половину бизнеса «Самарского стройфарфора» 1,15 миллиарда рублей. Сделка сорвалась после того, как в отношении Павла Мисюли было в январе 2020 года возбуждено уголовное дело по фактам неуплаты налогов (положенные в его основу факты уже были предметом серии судебных разбирательств между «Стройфарфором» и фискалами, закончившихся в пользу предприятия). Это означает, что представители Хенкина и Скотникова продолжат пытаться опротестовывать все решения менеджмента «Стройфарфора», — и, видимо, уже этим занимаются. Но опротестовать переуступку долга «Мараби» от Сбербанку к «Стройфарфору» при этом будет очень сложно — исходя из ее параметров сделку вряд ли можно считать крупной. А значит, она не требует процедуры единогласного одобрения со стороны учредителей компании

Параллельно с подготовкой к возобновлению работы «Мараби» представители «Самарского Стройфарфора» запускают еще одно подразделения в Тольятти. Это «Керамогранит КЕДА», которое реализует в ОЭЗ «Тольятти» проект по производству керамогранитной плиты размером 120×140 см. «В течение ближайших двух лет мы запустим производство керамогранита мощностью 7,3 млн кв. метров изделий в год. Сумма инвестиций в проект оценивается в 3,5 млрд рублей. Планируемые обороты предприятия при выходе на полную мощность составляют 3,5-4 млрд рублей», — сообщает директор по стратегическому развитию ООО «Самарский Стройфарфор» Илья Воронцов. По его словам, с запуском производство на «Керамогранит КЕДА» появится 350 рабочих мест. «Сейчас такую плитку в России никто не производит. Ее приходится импортировать, потому что немало потребителей заинтересовано в том, чтобы на стене или полу не было ни единого шва. И технологии уже позволяют производить плиту большого формата, хотя еще не все укладчики могут с такими изделиями работать. Поэтому доля на мировом рынке данного продукта пока не очень большая, но постоянно растущая. И мы понимаем, что в условиях, когда предприятие запустится через два года, имеет смысл ориентироваться не на то, что продается сейчас, а что будет востребовано в ближайшем будущем», — отмечает Воронцов. По его мнению, производство такой плитки интересно благодаря возможности расширить экспорт продукции «ССФ». В конце января 2020 года пресс-служба ОЭЗ «Тольятти» сообщила о старте реализации компанией «Керамогранит КЕДА» проекта по производству современных строительных материалов. «Завод станет крупнейшим предприятием на инвестиционной площадке, которое не связано с автомобильной промышленностью. В перспективе руководство „Керамогранит КЕДА“ намерено увеличить инвестиции за счет реализации в ОЭЗ новых проектов. Об этом стало известно 24 января в ходе встречи министра экономического развития и инвестиций Самарской области Дмитрия Богданова с резидентами особой экономической зоны», — подчеркивают в ОЭЗ. По оценкам IndexBox, 2018 год для российского рынка керамической плитки и керамогранита сложился успешно: его объем достиг 209,1 млн кв. м. (+8%). «Наиболее значимый вклад в развитие рынка внес сегмент керамогранита, доля которого в 2018 году достигла 53% в натуральном выражении. Позитивная динамика, наметившаяся еще в 2017 году, сохраняется благодаря восстановительным процессам в экономике, отказу населения от сберегательной модели потребления, а также повышению спроса на строительные и отделочные материалы со стороны строительных организаций в жилищном и коммерческом секторах», — отмечают эксперты. Они добавляют, что на рынке продолжается процесс импортозамещения: по итогам 2018 года доля импортной продукции сократилась до 22,5% в натуральном выражении. По информации IndexBox, коллекции керамогранита российских производителей для полов и фасадов, пользуются высоким спросом наравне с импортной продукцией.

«На фоне дальнейшего развития строительной сферы и повышения уровня доходов населения, ввод новых производственных мощностей на российских предприятиях обеспечит растущие потребности внутреннего рынка, и объем рынка керамической плитки и керамогранита в среднесрочной перспективе будет расти на 1-2% ежегодно», — резюмировали в своем отчете эксперты. Данные по состоянию рынка в 2019 году еще не опубликованы. Однако, по словам генерального директора «Самарского Стройфарфора», он продолжает расти. «Часть товара по-прежнему импортируют из Италии. Но эта доля постепенно уменьшается: российская плитка на сегодняшний день ничем не уступает по качеству итальянской. Сейчас практически все производители пользуются едиными технологиями. Предприятия конкурируют друг с другом, предлагая клиенту доставку своих изделий быстрее, дешевле, стараются предоставить как можно больший выбор. И мы следуем этой тенденции, расширяя свои возможности за счет новых площадок. Они позволят нам резко увеличить занимаемую долю на рынке», — констатировал Мисюля.

Оригинал статьи, вышедшей в № 4(1723) «Самарского Обозрения» от 10 февраля 2020г.